?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Джейран трофи и Тянь-Шань в мае.
vladimir_mr
Даже и не планировал, что в этом году меня снова занесет в Казахстан.

Подвернулось отличное время для отпуска – межмайские праздники плюс дней 5 до них.
Как раз в это время на Тянь-Шане проводится ежегодная международная многодневная гонка Джейран-Трофи участие в которой плотно прижимает душу любого маунтинбайкера к захватывающим ландшафтам гор и степей.



Авторы фото с гонки и степных пейзажей Джейран трофи: Павел Демичев И Влад Оразбаев.






До гонки жили с Димой в съемной квартире в центре города со всеми удобствами. Катались, когда позволяла погода вверх по городу, и оттуда – в горы с приличным набором высоты. Интересно, что по сравнению с 2009 годом в этот раз не было желания маньячно вламывать по крутым сопкам так, чтобы покрышки проворачивались на ободах. Я ограничился относительно спокойным созерцанием знакомых мест, наслаждением от теплого южного солнца. Даже ходить пол улицам в Алма-Ате быстро не получается: жара, вокруг плывут запахи плова, дёнер-кебаб, торговец яблоками на рынке накладывает их с горой и уверяет, что ты прямо сегодня все это съешь (и он, черт, прав!)… Стоит побывать в местном общепите или купить свежайшей воздушной самсы на остановке, чтобы понять: готовить дома – просто бессмысленно. В магазине знаменитой шоколадной фабрики «Рахат» не протолкнуться и не перепробовать конфет даже за месяц. На пешеходном проспекте Жибек-жолы парни поют и играют регги, Цоя, художники творят углем с натуры или выставляют свои творения вдоль бордюров. Здесь можно увидеть странные флеш-мобы, театралов, демонстрирующих свои таланты. Вокруг – двухмиллионный мегаполис, на юге которого высятся снежные вершины, которые видно почти отовсюду. Воздух - другой по субъективным ощущениям ...









В день гонки проснулись рано, как следует заправились макаронами с сыром и покатили на сбор и погрузку.
На место старта доставлялись автомобилями Митсубиши Делика с креплениями для велов на крыше. Много знакомых лиц участников…Россиян явно раньше видел всех на Байкальских многодневках и на марафоне Красспорта. Главный организаторский состав гонки остается стабильным и постоянным, и меня очень радуют сложившиеся теплые отношения и почти домашняя атмосфера гонки.
За первый этап набрали около 1000 метров высоты, прокатились по широким степям вдоль красных гор. В редко встречающихся поселениях чабанов живут большие лохматые степные собаки, которые съели двух моих преследователей J - проезжать необходимо очень быстро, перепрыгивая ручейки и канавки. Еще запомнился участок с ущельем: дорога проходит по рыхлому песчанику с камнями, сначала вниз, потом вверх – надо хорошо поработать, чтобы выгребаться и не тонуть. Степи вокруг очень солнечные и яркие, светло-коричневые цвета сухой травы, глины перемежаются с терракотовыми скальными холмиками. Пространство вокруг то сужается в ущелья, то бескрайне распахивается в необъятную ширь долин. На затяжных ровных спусках спидометр переваливает за 65, поток встречного воздуха не дает разогнаться быстрее, нужно быть аккуратным с поворотами.





Последние 20 км перед финишем работаем группой по асфальту до сворота на водохранилище. Парень из Киргизии уезжает вперед, еще один участник группы отваливается от меня на последней очень тряской гравийной горке. Финишируем в лагере на берегу водохранилища. Сегодня приехал восьмой. Этап дался трудновато – на ровных участках долго держать большую скорость это задача не из легких. Самое крутое за день это то, что Дима выиграл этап! И это реально круто!
Сразу после финиша нас накормили окрошкой, бананами, а следом и макаронами с мясом, подливкой и т.д. Надо отметить, что полевая кухня работает отлично: постоянно есть добавка и чай. А если уже совсем приспичило, то можно уговорить главного повара Ларису -, добрейшей души человека, - сварить дополнительной еды при непосредственном личном участии в процессе.
Второй этап гонки запомнился 3 перевалами с общим набором высоты около 2500 .





Подъёмы и спуски по узким вихляющим ущельям с колеями, промоинами и булыжниками – есть где приложить все умения маунтинбайкера. Последние торчки перевалов, как правило, выходились уже пешком – въехать нереально.



Последний перевал – «волчьи ворота» на спуске вообще представляет из себя беспорядочно лежащий в узком ущелье курумник по которому течет вода. Ехал этот участок достаточно быстро, чтобы хватало инерции проходить отдельные сильно торчащие камни, - долбит так, что душу вытряхивает. На выезде с перевала было труднее всего разогнуть пальцы, вцепившиеся в руль. Этап заканчивался элементом ориентирования: ущелье раскрывается в гигантскую долину по которой нужно было найти дорогу до водохранилища. Дорог таких было несколько и все разной сложности. На выходе из ущелья я успел зацепиться за участником из города Новосибирска, который по навигатору вывез на оптимальный путь и уехал далеко вперед. Дорога кажется бесконечной, когда её видно насколько хватает глаз, попадается пара селений чабанов, нырки и промоины, а в конце – очень длинный ровный спуск к лагерю. После финиша чуть подтрясывает от напряжения и есть хорошее ощущение, что выложился. Много сильных участников заблудились на ориентировании и я даже приехал четвертым! Утром и вечером сохраняются некоторые проблемы с пищеварением, однако на гонке не беспокоят. Скорее всего, это связано с беспорядочным употреблением очень разных продуктов – после этапа всегда хочется много всего съедать, - организм требует кучу витаминов и веществ.
Вечером нам рассказали, что сразу после старта второго этапа произошло землетрясение. В Алма-Ату докатилось около 5 баллов, а мы даже и не ощутили.
Утром третьего этапа не хочется вставать (надо сказать, что по утрам мне вообще вставать трудно всегда, не только на гонках) – мышцы тянет, будто протащили конем по степям, но это временное ощущение, которое проходит после следующих 10-15 километров гонки. Был 1 большой перевал с выездом на плато и последующими крутыми торчками. Спуски и подъёмы каменистые, не многим удавалось заехать крутяки в седле. Спуск перед бродом – самый крутой за всю гонку, так сказать, на десерт остался, некоторые места приходится идти пешком или осторожно сползать на заблокированном заднем колесе.







На броде мне сообщают, что лидеры уехали уже на 29 минут вперед (!), Дима на 10 минут – явно хочет наверстать упущенное время за вчерашний день (и у него это получилось!).



Начался асфальт с короткими тягунками. Хотя и скорость не опускается ниже 32 км\ч, товарищ из Новосибирска медленно увеличивает отрыв и догнать его у меня не выходит. В гордом одиночестве работаю по асфальту с запасом сил на последние 20-30 км перед финишем. После длинных спусков и подъёмов оглядываюсь, - не добирает ли кто? - ни души. В таком же гордом одиночестве пересекаю финишную черту – довольный. Место для последнего сбора подобрано замечательно – есть тень и водоём. Оба последних дня просто жарились под солнцем во время гонки – крем от загара спасает не надолго. В последнем лагере нас ждет освежающая окрошка, суп с мясом, молочные напитки и еще масса всего вкусного. Отдыхаем и смотрим, как финишируют остальные участники. Есть заблудившиеся, но их вовремя вернули на нужную дорогу.





Обратно в Алма-Ату едем по живописной долине, слева возвышаются горные вершины, иногда останавливаемся и пропускаем табуны овец, которые как белая кучерявая река переливаются через дорожную насыпь. Приезжаем в город в вечерних сумерках, прощаемся с участниками и организаторами.
После однодневного отдыха мы решаем пойти гулять в горы. Точнее нас на такое сподвигла вдруг приехавшая в гости Лена! :) Даже не знаю, куда бы мы без нее и собрались в атмосфере этого южного расслабона.
Изначально была идея зайти на пик Советов(4317), однако осталась не реализованной, потому как лавинная опасность в том районе высока. Связавшись Нурланом (одним из участников гонки), узнаем контакты альпинистов. После не продолжительного общения по телефону нас есть направление – район ледника и ущелья Туюксу. Выходим ближе к вечеру, автобус до катка Медео ждем около часа: ходит он в будни, похоже, очень редко. Приехали наверх, обнаружили, что фуникулер на курорт Чимбулак уже остановили, ну что же делать, - пошли пешком до Чимбулака: сначала по ступенькам на плотину, а потом по асфальтовым крутякам. Удивительно, что на таких торчках кладут асфальт, при этом идеально ровный! Дошли до курорта, но оставаться здесь смысла не было – мы слишком далеко от горного района. Идем дальше с фонариками, дорога меняется на гравийку, петлят серпантинами, проходит около скальных прижимов и снежников. Ночь кромешная и звезды. Похоже, что мы уже высоко: поднимается ветер, внизу в ущелье ревет стремительный горный поток. Судя по карте, где-то впереди есть метеостанция «Мынжылки», но мы не знаем насколько мы отошли от курорта, - впереди только темнота. Настойчиво продолжаем путь, вываливаемся на пригорок и видим справа огни метеостанции. Уставшие, скатываемся со снежника на территорию, долбимся в дверь. Из домика к нам выходит не большого роста дядька с приветливым лицом. Я было начал длинную речь о том, что «сами мы не местные, поможите, люди добрые, чем сумеете», но Дима, сразу переходит к делу, спросив, есть ли ночлег.
Нас селят в вагончик для альпинистов в котором есть умывальник, печка-буржуйка, много распечатанных фотографий на стенах, где запечатлены снежные вершины и базовые лагеря восходителей. Как оказалось, высота базы 3100 НУМ. Хорошо набрали, учитывая, что наш дом в Алма-Ате расположен где-то на 800. Наевшись взятого с собой из города плова, мы ложимся спать.






Утром видим, что база расположена в окруженном горами месте. Выходим гулять. Толковой карты с собой не было, а ГПС я тогда вообще взял впервые с гугл-снимками совсем других районов. Решили подняться на не далекую гору с целью обзора окрестностей. Вначале объектом был обозначен пик Амангельды, но заходя по примерному направлению вскоре мы поняли, что сам пик где-то с другой стороны, а мы идем черт знает куда, но вроде тропа вверх есть.



На ровной полке под горой встретили туриста из Екатеринбурга - Андрея, который привез сюда друзей –парапланеристов и сам решил прогуляться по окрестностям. Он присоединился к нам. Как оказалось, с экстремальным лазанием у парня все в порядке и когда мы корячились на снежниках и сыпухе он пролез участок по более крутым скалам довольно быстро. В целом подъём был целиком по рыхлым мелким камням: шаг вперед – 15 сантиметров соскальзывания назад. Похоже, что высота давала о себе знать: любые быстрые движения заставляли скоро остановиться и часто дышать. Изрядно задлобавшись на сыпухе, вылезли на перешеек под вершиной и… решили там остаться перекусить, фотографировать и наслаждаться видами.






Справа еще возвышалось какое-то неясное скальное продолжение, но почему-то и в голову не пришло туда продолжать лезть, или прошло, но подумали «да ну ее нафиг!»- уже не помнится. Возможно, кто-то ощущал себя по-другому, но в моей голове было состояние легкого пьяного качания и думать, принимать решения не было желания. Списав это состояние на последствия быстрого набора высоты, я достал фотоаппарат. Для выхода выходного дня, пожалуй, была лучшая погода, на которую можно попасть.













Спустившись с неизвестной горы (а может это и был пик Пионер) по сыпухе мы сели пить чай у палатки Андрея и провели остаток времени за беседами про маунтинбайк, горы, и туризм.



Спускались от Метеостанции уже к вечеру, забрав из вагончика свои вещи. Андрей пошел вставать с палаткой в соседний горный распадок между хребтами, времени у него было достаточно и я ему завидовал.
Внизу нас встретила группа вольно прогуливающихся людей в шортах (наверное, они жили на альпинистской базе дальше по долине ледника), жали руки и поздравляли, как принято, «с горой».
Вечером мы были уже городе – нас подбросил добрый шофер на Делике от самого Чимбулака. Жарко, пробки и асфальт. Мы все обгорели за тот день: солнце жарило нещадно. После такого короткого знакомства с районом, хочется побывать там подольше, забраться поглубже и, конечно, взять с собой снаряги на восхождение по снегу и льду. Вот, примерно так оно и было.



Катаясь на МТБ по нашим красноярским местам, часто с любовью вспоминаю Казахстанские горы и степи. Всем кто думает участвовать в Джейран Трофи – рекомендую однозначно. )

  • 1
Казахстан классный. :)

вот это я понимаю КК!
и горы классные :)

прочитала с удовольствием, фотографии чудные, горы волшебные. В Казахстан/Киргизию чревато ездить, оставляешь там кусочек себя))

На некоторых фото похода в горы видна дорога на противоположной стороне ущелья. Это - на гляциологическую станцию Т-1, расположенную у подножия лед.Молодежного и п.Молодежного. Мы ездили туда на байках(в июле)..
Левее на фото - ледник Туюк-су.

Да, всё верно. Туда, похоже даже заезжают машины, когда дорога не завалена снежниками.

  • 1