?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Записки треккера: Непал. Катманду и начало пути.
vladimir_mr
И не вспомню точно, когда мы успели придумать съездить в Непал. Наверное, такие мысли «по умолчанию» установлены в голове каждого человека, не равнодушного в походам в горы. Как и с прошлым большим путешествием, - не тянет рассказывать хронологично, хочется упустить «волшебные и сказочные» моменты и описать реалии гималайского быта и похода, даже не скажу «суровые», как сказал бы про поход в Саяны.





Добирались самолетами, только и успевали перепрыгивать с одного в другой: Красноярск-Москва - Доха - Дели – Катманду. Только в столице Индии – Дели нам пришлось провести почти лишние сутки, в связи с тем, что хитрые Jet Airways именно в тот день решили перейти на зимнее расписание и переместили наш рейс (первый в списке) в самый конец очереди из кучи самолетов, вылетающих в столицу Непала (нас, конечно же, уведомили смс-кой на выключенный телефон) На транзитном терминале толпятся представители разных авиакомпаний, и когда мы пытались что-либо узнать о нашем рейсе на любой вопрос индийцы начинали что-то обсуждать друг с другом, звонить, записывать в тетрадке и т.д. В общем, в аэропорту Дели ребята веселые, особенно в Jet. Но что поделать – мы снова столкнулись с непробиваемой стеной – азиатской ментальностью. Торопиться здесь ни в коем случае нельзя, все изменения, опоздания следует принимать максимально спокойно, и, не побоюсь этого выражения – как должное. Время тут тянется, как липкий мёд. Спешка, деловитость, пунктуальность, нарочитый профессионализм, столь привычные для запада, тонут здесь в бездне неотвратимости и господства разных обстоятельств. Нужно просто расслабится и все получится…когда–нибудь, и темнокожие улыбчивые индийцы у которых за стойкой один принтер на всю толпу распечатают и принесут тебе, сладко спящему на стульчиках, посадочный талон на следующий рейс. Удивительно, но эти ребята даже знают, где у них спят люди, ожидающие разных рейсов, и без труда отыщут тебя в огромном здании международного аэропорта имени И. Ганди, вручат документы, и чуть ли не проводят к выходу на посадку в самолет.

О столице Непала – городе Катманду следует рассказать отдельно, - город удивительный.



Местный колорит начинает проявляться еще в самолете. Как только мы оторвались от земли, не смотря на внушительный угол наклона воздушного судна, темнокожий улыбчивый стюард прошел по салону и всучил всем пассажирам по баночке пива «Everest», почти сразу принесли карри. Перелет был короткий, торможение при посадке - почти экстренное. За бортом тепло! Делаем формальности с визой и выходим в ночной город.
Нас встречают парни из агентства, которые заранее сделали tims-card (это такие документы без которых не пустят гулять по горам) и купили билеты на местный перелет до Луклы. На усадили в микрик и повезли по улицам ночного Катманду в гостиницу. Было около 2 часов ночи по местному, освещаются только пара улиц, в основном – тьма кромешная. В гостинице нас встретил охранник и сказал, что ключей от номеров у него нет, про степень заселенности он не в курсе, администратор – не понятно где, а про то, что мы должны приехать и заранее договаривались о комнате он тоже ничего не знает. Проводим еще минут 30 в попытках вызвонить администратора. Потом начинаем обзванивать другие гостиницы. В основном все забито – туристический сезон.
Надо сказать, ребята из агентства Kailash работают хорошо: обзвонили все, что можно и нашли для нас лучший вариант, даже договорились о скидке лично с портье, насколько я понял. (скинули с 20 до 14 $). Нас отвезли в гостиницу прямо напротив их офиса в самом злачном туристическом районе Катманду – Тамели. Здесь обычно живут все приезжие треккеры, здесь – столичный центр туристической жизни Непала со всеми прелестями местного колорита. Пока ехали до Тамели я ощутил всю степень убитости местных дорог: промоины, колдобины и канавы кругом. Водители объезжают препятствия быстро и уверенно. Улочки в нашем районе оказались узкими. Разъезжались с редкими такси почти впритирку, фары вылавливали из темноты подозрительных шатающихся людей, группы девиц не понятного вида…это все было как в любом городе, но тут из переулка на нас выехал велорикша на ржавом разукрашенном трёхколесном агрегате с дуделкой. И все бы ничего, но это был дед лет под 80 с огромной седой бородой и, если мне не изменяет память, - голышом. Вид у него был запаренный и озабоченный, а может и укуренный, он быстро скрылся из света фар. Тут я подумал, что пора завязывать с длительными трансферами, перелетами и пора как следует поспать, иначе можно и не такое увидеть.

В Тамели есть абсолютно все, что может пригодиться в походе и даже в серьезном восхождении на пик. Здесь просто масса лавочек со всевозможной снарягой для треккинга, альпинизма, скалолазанья и т.д. 90% - контрафакт, который шьют здесь же в подполье, НО шьют из нормальных синтетических материалов: флис, двусторонний флис, какие-то windproof и waterproof ткани, сильно напоминающие софтшелл или wстоппер. Ткани не плохие, и для гор сгодятся. По многочисленным отзывам в сети можно понять, что откровенно плохого товара тебе тут не продадут.
Обрадовало наличие всевозможных горелок, примусов, туристической посуды, рюкзаков разных фирм и разных размеров, пуховиков, спальников. Все – по божеским ценам. Но надо выбирать и смотреть, что именно подойдет тебе, потому как размеры одежды здесь определяются исходя из местных стандартов. Например, штанов крутой фирмы «Мамут» я перемерил с десяток и все не подошли – то короткие и толстые (М,L), то непомерно широкие и толстые (XL). Тут ребята не стесняются и почти на каждом экземпляре местных курток пришивают громкие ярлычки Gore-Tex, WindStopper и Waterproof (причем, иногда один под другим и все сразу!). Есть и фирменные магазины со снарягой. Цены в них на порядок выше, но все равно кое-какие девайсы стоят дешевле, чем в России в сезон.
Кроме того, тут есть куча б\у одежды и снаряжения по бросовым ценам, торг уместен, а особенно если ты берешь сразу несколько вещей. На некоторых форумах люди пишут, что после похода ты можешь продать вещь обратно в магазин, в котором ее купил (за вычетом износа, наверняка).



Жизнь вечером здесь кипит: толпы треккеров праздно расхаживают и присматривают кто чего, торговцы всех мастей то и дело зазывают купить ковры, светильники, еду, всевозможные узорчатые чашки и сувениры. Город утопает в запахе благовоний и жареной еды, которую иногда здесь готовят прямо на тележках из велосипедных колес с какими-то топливными установками. Нам часто встречался непальский торговец бусами, который вытаскивал товар с улыбкой и приятным акцентом каждый раз произносил по-русски: «не дорого совсем, посмотри». Надо сказать, что русских тут узнают почти безошибочно иногда путая, разве что с прибалтами и поляками. Жизнь вечером наполняется красками в каждой лавчонке.








Здесь много причудливых узоров и украшений....





И некоторые сувениры делают прямо при тебе ...





Каждый торгует тем, чем может, и делает это с душой и готовностью пойти навстречу покупателю. Торговаться здесь умеют, и, как я скоро понял, применяют приемы с намеренным завышением цены сразу в лоб. Это забавно, похоже на азартную игру: надо в ответ сильно занижать цену и тогда сойдетесь на чем-то разумном.










Несколько раз уже после прилета с трека мы выбирались за пределы Тамели – по разным делам и видели не туристическую часть Катманду. Что же, это чрезвычайно людный город с огромным количеством мотоциклистов, пыли, мусора, рекламы и проводов. Привыкший к комфорту европеец, особенно в возрасте, оказавшийся здесь впервые, сказал бы, что все это - редкостная разруха и гадючник, но когда поживешь здесь 3-4 дня начинаешь понимать, что это - местная гармония: на тротуаре может преспокойно спать кто-нибудь, завернутый в половичок, изредка попивая водичку из рядом стоящей бутылки, буквально за углом, около странного бетонного сооружения, гуляет стая гусей, клюет оставленную лепешку. У тротуара под рев тысячи мотоциклов торговец жарит какие-то шарики из теста, рядом продают вязанные носки или лапшу.
Людей по улице ходит очень много, почти так же плотно как и автомобили с мотоциклами на дорогах. Сложно найти спешащего куда-то здесь человека, даже во всем этом хаосе. Все просто идут куда-то мимо продавцов шафранов, расположившихся на крылечке, и лавчонок с всевозможными специями. Над всем плывет запах жареного теста, масла, тмина, мяты, курящихся благовоний.










По убитой мостовой, лавируя между мотоциклистами и людьми, проносятся мальчишки на велосипедах, у которых на месте велобагажника висит пара баллонов с газом по 40-50 литров каждый. Местный таксист, стараясь объехать пробку, скачет по обочине, окатывая прохожих клубами жаркой придорожной пыли; бедные просят подаяния на мосту через речушку, берега которой представляют собой гигантские кучи мусора. Да, здесь все так…

Дорожное движение – вообще отдельная тема. Никаких правил и светофоров, никакой разметки и регулирования (1 светофор на весь огромный город и регулировщик на большом перекрестке в час пик), - каждый едет так, как хочет, соблюдая, разве что, левостороннее движение. Если есть место для мотоциклиста - он туда влезет через секунду, - можно быть уверенным. Здесь постоянно сигналят, предупреждая о своих намерениях сделать какой-нибудь маневр, или просто предупреждая, мол «внимание, я справа». Никакой нервозности и напряжения в дорожном движении не ощущается, ни одного ДТП, никто не кричит и не махает руками, все разъедутся в любом узком месте с улыбкой и приветствием.
На улицах много святынь: они представляют собой мрачные сооружения с глиняными статуями внутри, которым преподносят цветы, фрукты, какие-то жидкости (нередко все вперемешку), окрашивают порошковыми красками. Выглядит все это, в конце концов, крайне странно и «заюзано» - глаз не радует, но что поделать – святыни, от таких мест веет холодной первобытностью и «общаться» мне с ними лишний раз не хотелось. Один из основных храмов про который рассказывают все таксисты по совместительству является крематорием, где, сжигая тела, придают их богу огня. Дворец короля с недавнего времени стал музеем, куда может войти любой желающий на экскурсию, в стране установлена республика, работает парламент. Один из таксистов рассказывает, что при текущем режиме жить стало тяжелее: в 4 раза подорожало топливо.

По некоторым причинам в Катманду с трека мы вернулись на 4 дня раньше и до обратного вылета жили в отеле, ездили в местный зоопарк, гуляли по столице. Нашли несколько излюбленных мест с хорошей кухней На завтрак ходили в Helena’s, где отличные круассаны, торты, тосты с яйцами и чай – можно сесть за столик на крыше здания.





На ужин ходили в Yak Restaurant, где можно было отведать отменно приготовленной местной еды, которую приносят прямо на шкварчащей сковороде: стейк, овощи, рис, жареная лапша, салаты, - готовят отменно!


Отправной точкой всех треков в районе Эвереста является аэропорт Лукла (Около 2800 н.у.м.), туда надо добираться из терминала местных авиасообщений (domestic). Самолеты летают только по погоде: например рейс перед вашим может долететь успешно и после него сразу все затянет облаками до конца дня – тогда придется ждать. Мы встретили ребят из России, которые уже 5 дней ждали погоды и ездили от аэропорта до отеля, как и толпы других треккеров. В первый день не улетели и мы, удалось на следующий. Ситуация в местном аэропорту напоминает военное положение: как только в небе над Луклой предвидится «окно», диспетчер сразу же объявляет посадку по громкой связи на неразборчивом английском. Все у кого рейс с объявленным номером должны быть готовы сразу встать и пойти, любое опоздание может сказаться изменением расписания. Самолетики маленькие, на винтах, 16 мест. Пилоты в больших темных очках и кожаных куртках, как в кино про войну. Вату выдают в салоне, чтобы заткнуть уши, - гул стоит не слабый. Когда самолет набрал высоту, нам повезло увидеть цепь заснеженных горных вершин на горизонте. Иногда в белых кучах облаков возникали разрывы и внизу проплывали резкие долины рек, крутые холмы с селениями местных жителей, многоуровневыми площадками для насаждений. Земля сильно изрезана зелеными горами, дороги идут серпантинами по склонам, а особо высокие холмы, проплывающие уже близко к нашему самолету, присыпаны свежим снегом. Посадка в Лукле не так страшна, как о ней рассказывают: пара не крутых виражей, уверенный сброс высоты, достаточно мягкое касание посадочной полосы.






Когда летели обратно в Катманду – все было гораздо страшнее: самолет несколько раз тряхнуло в воздушных ямах до состояния невесомости в животе, сброс высоты был резкий и вираж над городом зарезали так низко, что можно было посчитать, сколько сидит пассажиров в проезжающем по дороге автобусе.
В одном из отелей Луклы мы оставили вещи на обратную дорогу, билеты для подтверждения дня обратного вылета и двинули в сторону Монджо по широкой мощеной камнями тропе, расходясь с группами иностранцев. Я даже не мог себе представить, сколько здесь людей! Все идут в сторону Намче - местного центра торговли и большого населенного пункта, от которого начинают акклиматизацию.
Местные жители несут грузы наверх: всевозможные продукты, коробки, мешки с рисом в корзинах, причем не редко настолько тяжелые, что диву даешься. Например, вот этот парень несет 4 канистры по 10 - 15 литров каждая какой-то жидкости (похоже на масло), и плюс какой-то мешок. По примерным прикидкам – порядка 60 кило, если не больше.






Интересно, что вес поклажи у них держится на лбу с помощью одного ремня. Плечевых и поясной лямок нет. Таких шерпов на тропе встречается много, доставлять грузы из нижних районов - их работа. Некоторые из них нанимаются носильщиками в сопровождении иностранцев и таскают их рюкзаки.





Тропы тут идеально вымощены камнем-плитняком, точно брусчатка на ул. Мира в Красноярске, все подъёмы и спуски на входе в район сделаны ступенями (сколько же труда вложено, чтобы вымостить всё это!).






Смотрится довольно эстетично, но по простой тропе ходить гораздо проще – можно варьировать длину шага и скорость. Стартовый вес моего рюкзака чуть не доходил до 20 кило и к высоте 3000 н.у.м. я ощутил, что дышать становится труднее, а по затяжным ступенькам можно сделать все меньше шагов без отдыха – начался неизбежный процесс акклиматизации. Мы выходили из нижних, заросших лесом районов... Скоро будет выше!




  • 1
ааа!!!) я тоже все время ужинала в Як-ресторане :)))

p.s. хорошо пишешь, легко и интересно читать )

Спасибо! Главное - практика, буду продвигаться в этом дальше. Если честно, никогда не считал, что я могу по-особенному написать. То ли дело литераторы с филологами :)
В фотографии еще совсем новичок, буду экспериментировать. Все это крайне увлекательно!
Як ресторан рулит!
Однажды ходили в Everest Steak House - не так понравилось, как в Yak. Слишком по европейски что-ли. Манерные официанты с салфеточками и отличный толстый таракан на стенке, который уполз под картину, когда я его пытался сфотать.
Но дело не в таракане, а в атмосфере Европы, которая явно есть в Everest Steak. Не аутентичное заведение.

Вова, у тебя прям писательский таллант!!!

Вадим, спасибо! А у тебя круто получается фотографировать. Хорошо, что меня окружают люди у которых есть чему поучиться. :)

:) Еще пиши!!! И снимай обязательно больше!!!

Эх... прям ностальгия... ))

да ладно тебе скромничать, всегда на форуме зачотно писал, и фотке у тебя помню всегда хорошие, хотя и (что меня удивляло) редкие :)

аффтор, пиши есчо!:))
очень интересно все

Пеши давай! Ергаки мы и сами видели :)

  • 1