?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Байкальский ледовый полумарафон 2013.
vladimir_mr
Пишу, пока еще болят ноги, чтобы не упустить впечатления от Байкальского ледового (полу)марафона 2013.




На поезд в Иркутск волею судеб мы попали в одно купе с Омскими бегунами Тамарой и Николаем Суставовым, которые уже неоднократно участвовали ранее в БЛМ. Они-настоящие опытные марафонцы, много где бегали. Приятно общались на протяжении всех выходных о разных беговых мероприятиях и меcтах их проведения. Омск, как мне показалось, бегает гораздо чаще, чем Красноярск, но и до Европейской части России им ближе, где соревнования каждую неделю. Николай рассказал, что в последнее время бегает 20 марафонов в год.
Приехали в Листвянку, разместились в Room for rent у местного населения за 500 руб.\чел в сутки. Для туристов со спальниками дорого, но ничего не поделаешь – поселок курортный, дешевле мест не найдешь. За то в нашем распоряжении была кухня с газовой плитой.
На брифинге нам выдали красивые номера, взяли подпись о самостоятельной ответственности за свою жизнь и здоровье. Брифинг и награждение в этом году проводили в гостинице Байкал, т.к. крутой отель Маяк закрыт на ремонт. Конференц-зал гостиницы, как оказалось позже, вмещал далеко не всех, так что многим приходилось оставаться в прихожей. Участников больше 150 человек.



Плотно закинувшись углеводами в кафе, мы пошли готовить снарягу и пробовать лед.
Первое удивление: накануне вкрученные новые шипы не протыкают твердый лед – скользят. Кроссовки Asics Gel Arctic модель 2012 года. Шипы, которые идут с ними в комплекте претерпели изменения по сравнению с 2011. Шип стал массивно-тупой, без тонкого наконечника. На первый взгляд, такая конструкция шипа должна дать большую площадь опоры, но мой вес оказался недостаточным, чтобы шип протыкал лед и обеспечивал хорошее отталкивание. Странно, ведь бегуны по большей части легкие и шипы должны быть тоньше технически. Наверное, японцы эту модель кроссовок сделали на 80 кг +.



Вопрос решился стачиванием половины площади шипов на шлифовальном круге, любезно предоставленным хозяином дома, в котором мы жили. Испытания прошли успешно, по крайней мере, шипы протыкают лед, как и на модели прошлого года, и не уезжают неведомо куда.
О кроссовках отдельно стоит сказать, что модель не самая мне подходящая. Еще на тренировках протер пяточные части ткани (уже вторую пару протираю с 2011, аналогичные проблемы описаны некоторыми бегунами в сети). Первая пара, купленная в 2011, была великовата по размеру, и при покупке второй пары в 2012 этот момент был учтен, но проблема проявилась вновь, примерно через месяц тренировок. Вероятно, это особенности стопы. Последний месяц-полтора приходилось заклеивать и кроссовки и стопы дополнительным пластырем, иначе натирались жуткие мозоли. Заказанная с вигла сменная пара Salomon Spike Cross CS дойти почтой и пройти испытания не успела, на забег поехал Asics. На регистрации ко мне подошел товарищ в аналогичной модели и спросил как они на льду, и я сразу порекомендовал ему сегодня за вечер найти станок для заточки. Напильник шипы не берет.
Утром 3 марта много марафонцев и вдвое меньшее количество полумарафонцев выстроились на линии старта. Каждый год я замечаю, что в этот момент время начинает течь очень быстро: вроде готовился, вроде собирался долго, ехал, ждал, жил стартом, а тут только встал на линию и главный организатор уже считает: три-два-один! Блин, так быстро?! Включаю отсечку на пульсометре и выстреливаю с группой лидеров. Толпа растягивается уже на первых 10 шагах, лидеры стартуют темпом около 3:30-3:40 мин\км, но и среди них нет кучности – первый медленно уплывает вперед. После первого километра, судя по гармину, понимаю, что бегу слишком быстро для запланированного темпа, но замедляться не хочется. Только в течение следующей пары километров прихожу в свой запланированный темп 3:36 мин\км. Лед в этом году на трассе полумарафона большей частью чистый с редким переметным снегом. По участкам льда запланированным темпом бежать трудно, это совсем не то, что на тренировках, где у меня был по большей части плотный укатанный снег. При быстром беге нога в задней фазе толчка проскальзывает, и часть энергии теряется, шипы срываются, сомнительно цепляясь за лед. Примерно такая же ситуация и людей бегущих рядом. Ноги назад стреляют почти у всех, но лидеры медленно уплывают вперед. Причем я знаю, что они бегут полный марафон и удивляюсь темпу. Меня обгоняет несколько участников, и по их номерам я не узнаю полумарафонцев. Лед и проскальзывания ботинок после первой десятки начинают меня одолевать – чувствую непривычную тяжесть в задней части бедер, темп неуклонно снижается до 4:50-4:55 мин\км и надолго его повышать у меня не получается абсолютно никакими усилиями. Еще несколько человек убегает вперед, в их числе мой соперник прошлого года – Будожапов Солбон из Бурятии (бегун в почтенном возрасте, но его техника удивляет: частые мелкие шаги и высокая скорость, причем он может долго ее держать).
На тренировках в условиях Красноярска я хорошо держал 4:38 мин\км в течение 18 километров, а сейчас на дистанции, ощутив, что надо было всерьез бегать по Красноярскому водохранилищу, а не по о. Татышева, я обещаю себе не уронить темп ниже 4:50 мин\км, чего бы ни случилось. На 14 км приближаюсь к впереди бегущей группе. Лидера даже не видно! Шаг за шагом я медленно плыву к бегунам. На 15 км хватаю бутылку воды на пункте питания и почти залпом выпиваю ее, переходя почти на шаг. Человека 3 остаются на пункте питания, но до конца остается еще 6 километров. Объединяюсь в пару с недавно настигнутым бегуном, и сидя у него «на колесе», в течение километра догоняю еще 3 участников, среди которых узнаю Солбона. Обгоняю группу поддержанием своего «хилого» темпа, который дается мне уже очень трудно. Дыхание чрезвычайно частое, я всеми путями избегаю ледяных участков, чтобы не потерять хотя бы часть энергии отталкивания. Если где-то есть хотя бы маленький кусочек намерзшего снега – я наступаю туда. Но чистого льда так много, и он в некоторых местах становится волнистым – это прибавляет проблем. Не сдаю позиций и не оборачиваюсь, ощущаю, что бегуны позади отстают. Догоняю еще двоих и держусь с ними, последние километры до финиша. Последние 2 км дались особенно тяжело. Финиш уже видно и поддержание темпа происходит буквально на зубах. Отдача от шипов тяжелит ноги, голова начинает куда-то уплывать, дыхание как у паровоза. Смотрю на часы: уже в пути 1 час 36 минут. Но финиш уже вот, его видно, только добежать остается, однако приближается он так медленно! За 200 метров до линии зачем-то собираю в остатки себя и, очертя голову, начинаю убегать от ребят, с которыми держался, у меня это получается. Голова кружится. Под слова какого-то дядьки: «А вот финишер…» беру со стойки чай и воду, перешагиваю границу трассы, падаю на четвереньки и дышу-дышу-дышу. Кажется, так проходит куча времени, повернув голову, вижу, как финишируют соперники и продолжают дистанцию марафонцы, зарядившись на пункте питания. Следующее воспоминание: рядом со мной оказываются два парня, говорят, что мы с ними - тройка лидеров своей дистанции. Первый прибежал британец, причем стартовый номер у него был того же порядка, что и у марафонцев. Он убежал он довольно сильно вперед со старта. Его время порядка 1 часа 35 мин. Идем с ними в теплый домик, собранный организаторами прямо на середине озера и переодеваемся. Меня периодически накрывает и отпускает, и мне даже почти пофиг на свой результат, - в призах и ладно, лишь бы отпустило, - думалось мне тогда. Кто второй и третий мы, сидя в домике, разобраться не можем, судьи на финише фиксируют только номер и время (своё время на тот момент я еще не знал, и остановить гармин на финише забыл – не до него было =)), и идти к судьям ни у кого нет желания. Все в трансе, заваливаются в домик и расслабляются. Надо переодеться и попить. Решили оставить интригу на вечер. Скоро нам объявляют, что необходимо грузиться на выезд, так как транспорту необходимо будет вернуться за другими участниками. Иду к пункту питания и набираю там всевозможного питья. Дожидаюсь Лену, у которой впереди еще 21 км, фотографирую её в процессе. Как мне показалось, она бежит не торопясь и в сомнительном настрое, но верю, что у нее получится, потому что мы с ней и не такое бегали! =).



Желаю ей удачи и еду транспортом на берег, где отъедаюсь и отдыхаю. Пред выездом я все же узнал свое время: 1 час, 40 минут, 33 секунды. Как мне показалось, это до-фи-га. Отставание от лидера на 5 минут, и я уже морально готов к бронзе.
Трасса прошлого, 2012 года, сильно отличалась отсутствием льда. Был утоптанный снег, идеальный, как на Татышева. В этот раз, чем дальше бежали, тем больше было снега, а под конец полного марафона, как рассказал Николай, люди месили участки сугробов.
Буду искать варианты по обуви и всяким фишкам, препятствующим скольжению. У многих зарубежных гостей весьма интересные приспособления для бега по льду: резинки с разными модификациями шипов, натягивающиеся на подошву кроссовок, но кому-то они помогали, а у кого–то, опять же, отдавали.



На награждение приехали уже сытые и довольные, с небольшим опозданием: от места нашего проживания до места награждения было довольно далеко, а ходили мы как механические буратины! Лена финишировала успешно. Прибыли когда уже всем раздавали грамоты за участие и все победители были награждены. Зал оказался маленький и всех не вмещал. Уже после всей церемонии мы подошли к стойке, где меня наградили за второе место в полумарафоне. Ну надо же! Буду теперь ждать протоколов, чтобы посмотреть общий рейтинг. Понравилась медаль с датой и приятная футболка.:)
После всего очень приятно пообщались с участниками из Омска, обменялись контактами и воспользовались хорошей возможностью залезть в душ.
Не смотря на вторую позицию в итоговом протоколе, я рассматриваю эту гонку как свое техническое поражение. Ноги до сих пор болят так, будто бы я не тренировался вообще. Словно не было трех месяцев упорных и безвылазных тренировок. А ведь в феврале рассекал по Татышева, держа приличный пейс и утро всегда было без болезненных ощущений. Получается, что мышцы в гонке работали другие. Напряжение было больше тренировочного, а скорость ниже. Обещаю себе проработать эти вопросы к следующему своему ледовому бегу, и в частности – вопрос обуви. Опыт – опыт!
Если отвлечься от темы соревнований, то Байкал, даже за пару дней предстает прекрасным и удивительным местом для отдыха, и сюда, несомненно, следует съездить. Отличный воздух, красивые виды, всегда большой выбор занятий и способов передвижения по льду, здоровье здесь, кажется, обитает. Еще Байкал «дышит» прямо через лед! Часто бывают случаи, когда лед под ногами неожиданно ходит ходуном, гремит, ломается и в нем образуются трещины. Это явление здесь обычное, и не особо удивляет опытных архитекторов трассы, которые готовы изменить маршрут в любое время или положить через трещину очередной деревянный мостик, чтобы колесо автомобиля не провалилось. Весьма впечатляет, скажу я Вам, когда в первый раз ощущаешь это «ледяное землетрясение». Байкал – живой организм, уникальный и единственный в своем роде, его чистые воды необходимо оберегать и поддерживать систему в первозданном виде. И каждый год этот забег проводится в защиту чистых вод озера.



Сейчас хочется опробовать ту же дистанцию, но не по льду, а в классических условиях, чтобы оценить разницу поверхности и разницу в скорости\усилиях, но дурная голова, как говориться, ногам покоя не дает: впереди маячат планы на пару походов выходного дня (в качестве отдыха) и этап кубка России по скайранингу на Борусе в начале апреля, а там и MTB начнется, конечно же! Открываю пособие по построению планов велосипедных тренировок…
Фотки по большей части мыльничные, но так уж вышло.

Спасибо, что осилили мою писанину! =)
Вот по этой ссылке есть еще красивые фото и репортаж о забеге:

http://www.dailymail.co.uk/news/article-2287686/Baikal-International-Ice-Marathon-Runners-pound-frozen-surface-worlds-deepest-lake-ice-marathon-Siberia.html



  • 1
Поздравляю!

Вова, ты молодчина! И рассказ очень впечатляющий. Впрочем, у тебя всегда получается рассказать так, что есть ощущение присутствия.

молодец! Киборги вы с Леной =]

молодцы, чо :)

Хороший рассказ! :)
Надо кроссовки с протюнингованными шипами сфотать. :)

ну нифига вы молодцы, машины прямо:)

Вот это да!!! Вы невероятные молодцы, поздравляю :)

Отличный отчет :) поздравляю!

герои нашего времени

  • 1